Новое в документах

Парламентская неделя 26 марта

Принять нельзя отклонить?

Принять нельзя отклонить?

21 марта краевой парламент не смог принять законопроект, обязывающий всех без исключения депутатов декларировать свои доходы. Для благополучного прохождения документа законодателям не хватило всего одного голоса. Почему депутатам придется вернуться к спорному законопроекту, причем в самое ближайшее время?

В целях совершенствования государственного управления и противодействия коррупции Федеральным законом № 329-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым на членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, членов Законодательных Собраний субъектов РФ, а также лиц, замещающих иные государственные должности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, возложены новые обязанности. Одна из них — ежегодно представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, причем не только своих, но и жены/мужа и несовершеннолетних детей. Новации федеральных законодателей вступили в силу 3 декабря 2011 года, и в течение трех месяцев каждому субъекту РФ было предписано привести региональное законодательство в соответствие с новыми требованиями.

В Забайкальском крае разработкой соответствующего нормативно-правового акта занялась рабочая группа Законодательного Собрания во главе с председателем Степаном Жиряковым.

В начале марта подготовленный законопроект в порядке депутатской законодательной инициативы был официально внесен в краевой парламент, рассмотрен профильным комитетом государственной политики и местного самоуправления и — по рекомендации последнего — включен в повестку мартовского заседания Законодательного Собрания края.

Как один из авторов законопроекта, 21 марта, в день пленарного заседания, глава парламента лично представил документ коллегам. Его основные положения состоят в том, что отныне все депутаты Законодательного Собрания края должны, во-первых, ежегодно, не позднее 1 апреля, декларировать свои доходы за предыдущий финансовый год. Во-вторых, сведения должны представляться в специальную комиссию, формируемую при парламенте из числа самих же депутатов. А, в-третьих, до 1 мая эти сведения должны размещаться на официальном интернет-сайте Законодательного Собрания.

Докладывая о сути законопроекта, Степан Жиряков особо подчеркнул, что сведения о доходах отныне должны представлять все без исключения депутаты, независимо от условий осуществления ими депутатской деятельности. Учитывая, что даже в случае принятия регионального закона сразу в двух чтениях, он вступил бы в силу не ранее середины апреля 2012 года, депутатам, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, предстояло впервые задекларировать свои доходы за 2012 год весной 2013 года. А для депутатов, работающих в Законодательном Собрании на постоянной основе, срок подачи сведений о доходах оставался неизменным – не позднее 1 апреля текущего года.

С первых же вопросов к разработчику депутаты, исполняющие свои полномочия без отрыва от основного места работы, выразили негативное отношение к нововведению. Депутата-справедливоросса Олега Куренкова возмутила сама необходимость подачи декларации лицами, не получающими зарплату из бюджета края. Генеральный директор ОАО «Читинский силикатный завод», единоросс Андрей Никонов увидел в нормах законопроекта противоречие с законом об акционерных обществах, который, по его словам, запрещает разглашать информацию об акционерах. Гендиректор ОАО «Завод горного оборудования», член фракции КПРФ Сергей Белоногов и вовсе категорически заявил, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» применяется исключительно к лицам, замещающим государственные должности, и к госслужащим, каковыми он и еще 38 депутатов, не являются.

Вспыхнувшая горячая дискуссия в итоге свелась к банальной теме депутатских льгот и привилегий, которых, по мнению противников законопроекта, у депутатов на постоянной основе куда больше, чем у «непостоянщиков». Последние, в пылу спора о справедливости и выяснений, кто и зачем стал депутатом, не услышали ни обоснованных доводов правового управления парламента, ни мнения коллег из профильного комитета. На этом эмоциональном фоне депутат-пенсионер Василий Савин, имеющий, по его собственному признанию, годовой доход в 180 тысяч рублей, предложил обратиться в Госдуму с запросом об официальном толковании спорной нормы федерального закона. Предложение сочли разумным.

Далее, когда законопроект был поставлен на голосование, выснилось, что «за» проголосовали 25 депутатов, «против» — семеро, воздержались шесть человек. Причем, среди тех, кто голосовал против и воздержался, представители КПРФ и «Справедливой России» составили явное большинство.

Для принятия же документа требовалось набрать, как минимум, 26 голосов – более половины от 50 избранных депутатов. Законопроект, таким образом, был отклонен.

Комментируя позже сложившуюся ситуацию, глава Законодательного Собрания края Степан Жиряков сказал, что депутатов, выступивших против законопроекта, просто поглотили эмоции, и они не захотели воспринять суть принятого Госдумой закона. «Он касается абсолютно всех, кто захотел пойти во власть. Если ты олигарх, руководитель предприятия или рядовой пенсионер, но решил участвовать в управлении государством – будь любезен, отчитайся! Доходы людей, пришедших во власть, должны быть открытыми», — убежден председатель парламента. «В самое ближайшее время нам все равно придется возвращаться к этому документу, ведь подача деклараций о доходах – это не мое личное изобретение, это требование федерального законодательства, а с ним особо не поспоришь. Есть и наш краевой закон о статусе депутата Законодательного собрания, который конкретно определяет ответственность и обязанности депутата. Однако, по странной логике некоторых моих коллег, существует разный уровень ответственности депутатов перед законом. Причем, они почему-то считают, что у тех, кто работает в законодательных органах власти на профессиональной основе, он выше и строже. Как такое может быть?» — недоумевает Степан Жиряков.

К аргументам спикера стоит добавить однозначную позицию краевой прокуратуры, которая считает, что, например, «пункт 3.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ФЗ-184) не предусматривает исключений для депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, по вопросу представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Такая обязанность, по заключению прокуратуры, возложена на всех депутатов, независимо от того осуществляет он свою деятельность на профессиональной постоянной основе или нет.

Если бы региональный закон предусматривал представление сведений о доходах только лицами, замещающими государственные должности в законодательном (представительном) органе субъекта РФ (то есть только депутатами, работающими на постоянной основе), то такую правовую норму прокурорские работники посчитали бы не только несоответствием федеральному законодательству, но и усмотрели бы в ней коррупциогенный фактор – «возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов государственной власти».

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `09
  • `10
  • `11
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26
2728293031 
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА