Новое в документах

ЖКХ и тарифы 18 июля

Единственно верный, но нереализуемый?

Единственно верный, но нереализуемый?

Минэкономики РФ разработало радикальный сценарий ликвидации перекрестного субсидирования в энергетике — механизма, при котором одни потребители энергорынка платят за других.

Минэкономики предложило переложить основную часть перекрестного субсидирования в электроэнергетике с оптового энергорынка на бюджет уже с 2020 года. Это следует из проекта указа президента, размещенного 17 июля на портале regulation.gov.ru.

Проблема "перекрестки" в электроэнергетике — когда одни потребители платят больше, чтобы компенсировать более низкие тарифы других,— относится к разряду вечных. Реформа отрасли предполагала ликвидацию "перекрестки", но сделать это не удалось. Так, тарифы населения до сих пор гораздо ниже реальных трат энергетиков, за граждан платят мелкие и средние (прочие) и крупные потребители. Объем "перекрестки" также остается предметом споров. По оценкам Минэнерго, в 2012 году речь шла о 220 млрд руб., в 2017-м — 368 млрд руб., прогноз на 2022 год — 417 млрд руб. В ФАС перекрестное субсидирование в электросетевом комплексе оценивают в 220 млрд руб. Кстати, недавно ведомство опубликовало доклад, в котором прослеживается динамика изменения объемов перекрестного субсидирования и фактические объемы "перекрестки" по регионам. Новую инициативу представители ведомства пока не прокомментировали.

Напомним, Правительство РФ в очередной раз вернулось к проблеме ликвидации "перекрестки" год назад. Минэкономики предлагало ввести соцнорму потребления, но вице-премьер Дмитрий Козак в феврале отказался от этого механизма. Правительство остановилось на отказе от льготного техприсоединения, введении дифференциации тарифов ФСК и оплате неиспользуемой сетевой мощности. По данным газеты "Коммерсант", в марте этого года вице-премьер оценивал вклад этих мер в снижение "перекрестки" в 100 млрд руб.

Но в Минэкономики считают, что проблема перекрестного субсидирования в целом не может быть решена без вмешательства государства.

Общий объем субсидирования в ведомстве оценивают в 402 млрд руб. в год — это 2,2% от расходов бюджета в 2019 году или, например, половина расходов на образование. В реальности, считают эксперты, цифра может вырасти до 450–500 млрд руб. По их оценке, этот подход "подразумевает колоссальные региональные бюджетные риски",— существенная часть "перекрестки" распределяется через региональные тарифы, и потребуются постоянные трансферты из бюджета в регионы.

Минэкономики как минимум предлагает переложить на бюджет поддержку конкретных энергопроектов, за которые сейчас платит оптовый рынок. Таких, как снижение энерготарифов на Дальнем Востоке (около 32 млрд руб. в год), платежи за регионы, перешедшие со свободного энергорынка на тариф (до 20 млрд руб.), строительство мусоросжигающих ТЭС и др.

В профильных министерствах и на энергорынке инициативу называют "единственно верной", поскольку она не приведет к росту нагрузки потребителей, но при этом "заведомо нереализуемой" — ее дальнейшее продвижение будет политически сложным.

Эксперты же расходятся во мнениях. Одни говорят, что предложение Минэкономики реалистично и эффективно, "поскольку без твердого указания от первого лица проблему только забалтывают", а перекрестка продолжает расти, сковывая ресурсы промышленности. Другие оценивают подход ведомства как "слишком радикальный" и предлагают подумать о других мерах: от адресной поддержки населения до перераспределения «перекрестки» между магистральными и распредсетями.

Публичное обсуждение инициативы Минэкономразвития продлится до 13 августа, следует из паспорта проекта.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/17/07/2019/5d2f43589a7947130181ebd7

Третьи отмечают, что перекрестное субсидирование – это социальная проблема, которая должна решаться за пределами рынка, инициатива же Минэкономики снимает один из главных ограничителей рыночного развития отрасли. Четвертые считают перекладывание нагрузки полностью на бюджет рискованным — неясно, удастся ли из года в год поддерживать эту субсидию.

Высшим должностным лицам регионов с 1 января 2020 г. документ предписывает "обеспечить снижение тарифов на электрическую энергию потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на величину перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе".

Тема влияния перекрестного субсидирования на тарифы в Забайкалье неоднократно поднималась региональными СМИ и краевым парламентом, однако во всех случаях депутаты приходили к выводу, что проблемы в электроэнергетике невозможно решить без участия государства.

 

Публичное обсуждение инициативы Минэкономразвития продлится до 13 августа, следует из паспорта проекта.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/17/07/2019/5d2f43589a7947130181ebd7
Публичное обсуждение инициативы Минэкономразвития продлится до 13 августа, следует из паспорта проекта.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/17/07/2019/5d2f43589a7947130181ebd7м

До 13 августа предусмотрено публичное обсуждение инициативы Минэкономики РФ.

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `16
  • `17
  • `18
  • `19
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
151617
18
192021
22232425262728
293031    
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в twitter Законодательное собрание в facebook

КАРТА САЙТА