Новое в документах

Бюджет 14 декабря

И.Лиханов рассказал о возможных вариантах развития событий вокруг проекта бюджета-2021

15 декабря профильные комитеты краевого парламента начинают «нулевые чтения» проекта бюджета Забайкалья на 2021 год. Принять главный финансовый закон края депутаты должны успеть до конца текущего года. О возможных вариантах развития событий в предстоящие полмесяца рассказал председатель Заксобрания Игорь Лиханов.

- Игорь Дмитриевич, поскольку проект бюджета края на очередной финансовый год был внесен в Заксобрание с большим опозданием, как будет проходить его обсуждение? Нет ли опасения, что из-за сжатых сроков рассмотрение окажется поверхностным?

- Да, действительно, с  такой ситуацией, когда вместо двух месяцев мы имеем на изучение, детальный анализ и обсуждение проекта бюджета всего три недели, мы столкнулись впервые. Я являюсь депутатом уже  четвертый созыв, и нынешний бюджет для меня – семнадцатый…

- Есть с чем сравнивать…

- Совершенно верно. Многие мои коллеги – Юрий Михайлович Кон, Сергей Васильевич Сутурин, Даши Цыденович Дугаров и другие депутаты с большим стажем – разумеется, тоже имеют серьезный опыт работы с бюджетом. Есть немало и молодых депутатов, которые тоже будут изучать проект вдоль и поперек…  Поэтому я абсолютно уверен, что рассмотрение бюджета поверхностным не будет.

А что касается процесса обсуждения, то в этом и без того специфическом году он сжат, как шагреневая кожа. За прошедшую неделю большинство депутатов, я думаю, уже успели не только прочитать почти две тысячи страниц документа (законопроект насчитывает 1104 страницы, 19 приложений к нему – более 800, - авт.), но и осмыслить те разделы, которые их интересуют больше всего. На предстоящей неделе, начиная с 15 декабря, в Заксобрании пройдут так называемые «нулевые чтения» по проекту. То есть все шесть постоянных комитетов сначала детально заслушают разработчиков – краевой Минфин, а потом, в зависимости от того, у кого какие возникли вопросы, постараются получить на них ответы. Разложив информацию по полочкам, каждый из комитетов должен подготовить собственное заключение и предварительно решить – готовы депутаты поддержать проект или нет. 16 декабря состоятся публичные слушания. Они будут организованы с соблюдением необходимых ограничений, но для того, чтобы все желающие смогли услышать ключевые доклады, вопросы к ним, позиции очных участников обсуждения, на нашем официальном сайте будет вестись онлайн - трансляция слушаний. Их  миссия состоит в том, чтобы, с одной стороны, бюджет прошел независимую, народную экспертизу, а с другой – чтобы предложения общественников были учтены в дальнейшем. На следующем этапе – это будет уже в рамках первой декабрьской сессии – мы получим обширную, профессиональную экспертизу на проект от Контрольно-счетной палаты края, и, буквально сразу должно будет пройти финальное  заседание комитета по бюджетной и налоговой политике. Задача этого заседания, наверное, самая сложная,  – свести воедино точки зрения профильных комитетов, парламентских фракций, КСП, всех субъектов законодательной инициативы.

- А если позиции окажутся полярными?

- Если такая ситуация сложится, ответственный комитет может рекомендовать Законодательному Собранию создать согласительную комиссию, которая как раз и будет примирять позиции участников обсуждения, искать компромисс. Если это произойдет, времени точно может не хватить.

Ну, а дальше, когда комитет по бюджетной и налоговой политике вынесет на пленарное заседание свое решение - одобрить или не одобрить проект бюджета,  наступит очередь всего депутатского корпуса голосовать за документ в первом чтении. В позапрошлом году, если помните, Минфину края пришлось сильно понервничать, поскольку к первоначальной версии бюджета 2019 года было так много вопросов, что депутаты тормознули документ. После чего  Минфин его основательно «перелопатил», и  только потом он относительно гладко был принят. В этом году исключить такое развитие событий я тоже не могу, но это даже не крайне нежелательный сценарий, а худший из возможных.

- Почему?

- Если главный финансовый закон края не будет принят и не вступит в силу до наступления Нового года, - эта ситуация опасна невыплатой в январе зарплат  работникам бюджетной сферы, сдвижкой выплат социальных пособий, всевозможных платежей, застопорится работа с муниципальными бюджетами… Такой сценарий нам точно не нужен, поэтому придется как-то договариваться.

- Второе и третье чтение проекта бюджета совпадают?

- Да, в сегодняшних условиях другого варианта у нас просто нет. Датой рассмотрения проекта бюджета во втором, а затем и в третьем чтении запланировано 29 декабря, но между этими чтениями есть принципиальная разница. Ко второму чтению, как правило, готовится очень внушительная  таблица поправок, где учитывается большая часть депутатских предложений и  замечаний КСП края. То есть бюджет дополнительно вбирает в себя все самое важное и острое, что позволяет, как правило, погасить жар дискуссий вокруг него. А третье чтение, как глоток  чистой воды, подводит процесс принятия закона к логическому завершению.

- Чем еще чревато позднее внесение проекта бюджета, кроме тех рисков, о которых Вы сказали?

-  Тем, что, в отличие от нас, у муниципалитетов вообще не остается времени на какое-либо обдумывание. Районы в сегодняшнем варианте оказались явными заложниками ситуации.   Единственное, что мы со своей стороны можем предложить и главам, и районным депутатам – если они этого еще не сделали, незамедлительно донести самые злободневные, самые приоритетные проблемы до своих краевых коллег.

- Как это может помочь?

- На протяжении уже, наверное, десяти лет вместе с главным финансовым законом края  Законодательное Собрание принимает специальное бюджетное постановление, куда как раз включаются все те вопросы, которые не были финансово обеспечены при принятии бюджета. По сути, это постановление заменяет собой ту самую согласительную комиссию, которую мы в последние годы и не создаем, просто незачем.  Многолетняя практика показала, что в течение финансового года бюджет существенно пополняется, и в процессе его исполнения средства на большинство позиций, которые фиксируются в нашем бюджетном постановлении, как правило, находятся.      

- Ну, и завершающий вопрос. Как лично Вы оцениваете проект бюджета?

- Несмотря на непростую ситуацию в экономике, доходная часть бюджета 2021 года более чем на 10 миллиардов рублей выше по сравнению с цифрами, которые утверждались ровно год назад. Выражать оптимизм по этому поводу, я считаю, пока преждевременно, потому как изменения в бюджет текущего года  опять же сильно запаздывают, и мы на сегодняшний день не располагаем точными данными, насколько увеличилась краевая казна в процессе исполнения бюджета. С другой стороны, бюджет края,  как и прежде, имеет явную социальную направленность. Уже сейчас есть спокойствие, что зарплата бюджетникам и весь спектр социальных выплат забайкальцам гарантированы. На реализацию 29 краевых госпрограмм запланировано 25 миллиардов рублей, прибавлено 2 миллиарда на исполнение нацпроектов, на поддержку муниципалитетов средства тоже заложены. Достаточен ли их объем? – пока вопрос, это и будет предметом обсуждения.

- Спасибо.

 

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `17
  • `18
  • `19
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14
151617181920
21222324252627
28293031   
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА