Новое в документах
8 декабря 2025
40.47 КбО внесении изменений в статью 1 Закона Забайкальского края "О транспортном налоге"
8 декабря 2025
81.65 КбО внесении изменения в статью 4 Закона Забайкальского края "О налоге на имущество организаций"
8 декабря 2025
99.5 Кб8 декабря 2025
43.94 КбО внесении изменений в статью 4 Закона Забайкальского края "О налоге на имущество организаций"
8 декабря 2025
130.5 Кб
Забайкалье в Дальневосточном федеральном округе 16 сентября
Законодательные органы Дальнего Востока: сходства и различия
В преддверии общего собрания Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", которое пройдет в Чите 18 сентября, мы изучили структуру и особенности парламентов макрорегиона. Главный вывод: имея общую основу, они различаются по масштабу и специализации.
Законодательные органы Дальнего Востока и Забайкалья устроены по-разному, но имеют общий каркас. Везде действует пятилетний срок полномочий и смешанная избирательная система: часть депутатов избирается по одномандатным округам, часть — по партийным спискам. Во всех парламентах крупнейшей остаётся фракция «Единой России», при этом представлены и другие парламентские партии. Базовая «архитектура» комитетов тоже сопоставима: в каждом есть блоки по бюджету и экономике, социальной политике, государственному строительству и регламенту; нередко — по аграрным вопросам, природопользованию, транспорту и ЖКХ. Межсессионную работу координируют советы или президиумы.
Главные различия — в масштабе и степени специализации. Самый компактный состав у Чукотки — 15 депутатов, самый большой у Якутии — 70; к крупным относят также Бурятию (66) и Забайкалье (50). «Средний класс» — Камчатка и Сахалин (по 28), Хабаровский край (36), Приморье (40), Амур (27), Магадан (21) и ЕАО (19). Чем больше корпус, тем детальнее «сетчатая» структура комитетов: в Якутии, например, помимо бюджетно-социальных и отраслевых направлений, отдельно работают комитеты по делам КМНС и Арктике, по семье и детству, по СМИ и общественным организациям; в Забайкалье вынесена самостоятельная молодёжная политика; в Бурятии — разветвлённая система комиссий, молодёжная палата и даже межпарламентская площадка сотрудничества с Монголией.
Избирательные формулы тоже различаются. Ряд парламентов делят мандаты поровну между округами и списками (Якутия 35/35, Бурятия 33/33, Забайкалье 25/25, Камчатка 14/14). В Хабаровском крае (24/12), Приморье (30/10), Амурской (18/9) и Сахалинской (18/10) областях преобладает мажоритарная составляющая, что усиливает персональную и территориальную привязку депутатов. В Магадане (10/11) и ЕАО (9/10) чуть больше вес списков, повышающих роль партийной конкуренции. Особняком стоит Чукотка: шесть мандатов разыгрываются в двух трёхмандатных округах, девять — по единому округу по спискам.
Политическая мозаика варьирует от «монолитных» корпусов до более разношёрстных. Везде большинство у «Единой России», но сила оппозиции заметно отличается: наиболее выражена она в Приморье (КПРФ — 12 из 40). На Камчатке и на Сахалине есть депутаты, не входящие ни в одно объединение. Северные территории чаще выносят в отдельные структуры специфику Крайнего Севера и КМНС (у Якутии и Чукотки есть профильные комитеты).
Итог таков: при общей институциональной основе (пятилетний цикл, смешанные выборы, базовые комитеты) каждый парламент вкладывает в конструкцию «свою географию». Север и Арктика — это КМНС и логистика, крупные индустриальные края — развитые экономические блоки, трансграничные регионы — международные и межрегиональные связи, а молодёжная и гражданская повестка — там, где это закладывается отдельными комитетами. Именно эта адаптация под местные условия и делает региональные собрания разными — в рамках единой модели.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `22
- `23
- `24
- `25
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Информация
- Информация о результатах проверок, проведенных в Законодательном Собрании Забайкальского края
- Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Законодательным Собранием Забайкальского края
- Информация о решениях судов по отдельным положениям законов края
- Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы законов и постановлений Забайкальского края (проектов законов и проектов постановлений Забайкальского края)
- Сведения об использовании Законодательным Собранием Забайкальского края выделяемых бюджетных средств
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"






























