Новое в документах
О внесении изменений в статью 3 Закона Забайкальского края "О транспортном налоге"
30 октября 2024 525.83 Кб
30 октября 2024 419.6 Кб
Об утверждении члена Общественной палаты Забайкальского края
30 октября 2024 34.17 Кб
29 октября 2024 892.12 Кб
29 октября 2024 443.73 Кб
К юбилею парламента 15 апреля
На полшага впереди
О глухом сопротивлении, о самом важном законе, о том, что у общества и власти не должно быть разных интересов, а также о гражданской позиции депутатов и рядовых забайкальцев в интервью с председателем Читинской областной Думы первого и второго созывов, экс-сенатором Виталием Вишняковым.
Глухое сопротивление или «куда вы торопитесь?»
Корр.: Виталий Евгеньевич, Вы участвовали в выборах на замещение (переизбрание) различных должностей около 40 раз и всего лишь 4 раза проиграли. Вы были депутатом шести созывов Читинского городского Совета народных депутатов, возглавляли Читинскую областную Думу первого и второго созывов, почти 10 лет были членом Совета Федерации . У Вас колоссальный опыт. Скажите, а у регионального законотворчества есть свои особенности и как менялись акценты?
В.Вишняков: Особенность законотворчества Областной Думы была уже в том, что мы начинали с нуля, не было опыта, не было даже представления о том, как делать и с чего начинать. И всё же из под пера первой и второй Дум выходили все базовые законы. Впоследствии 2/3 сил законодатели тратили на их дополнение, корректировку. Это понятно, время не стоит на месте, многие нормы требуют уточнения, но всё же раннее заложенная основа сохраняет актуальность. В нашем регионе в одном из первых в России был принят самый важный закон - Устав.
Корр.: Подготовка Устава и многие его статьи тогда были восприняты неоднозначно?
В.Вишняков: Да, областные депутаты встретили глухое сопротивление и местных органов исполнительной власти, и администрации тогдашнего Президента РФ. Нам говорили: "куда вы торопитесь?". Но ведь это основной закон, который определяет и принципы формирования органов власти, их полномочия, взаимодействие и все основные вопросы жизнедеятельности региона.
Принятый Думой Устав был остановлен жалобой главы Администрации области в Конституционный суд России. Интересный, кстати, был процесс! Только вдумайтесь: истец - глава Администрации, ответчик - председатель Читинской областной Думы. В зале суда было много заинтересованных лиц, представителей законодательной и исполнительной власти других субъектов, ведь такого в практике ещё не было. Всё встало на свои места, когда практически все основные нормы Устава Судом были признаны соответствующими Конституции РФ. В дальнейшем многие субъекты взяли его за основу при подготовке своих Уставов, а часть норм вошла в федеральный закон об общих принципах организации органов государственной власти.
Приведу пример. Создание нормативно-правовой базы подвисало, т.к. законы не вступали в действие, пока они не были обнародованы, а глава администрации Читинской области часто отказывался это делать. Пришлось вписать норму в Устав, в соответствии с которой, если глава не подписывает и не обнародует документ, то это делает сам законодательный орган. В течение нескольких дней после решения Суда все ранее заблокированные законы, в том числе - по всей России, были обнародованы – введены в действие.
По схеме, предложенной нашей Думой, в 1996 году формировался второй состав Совета Федерации парламента России – из руководителей законодательных и исполнительных органов регионов – при условии, что глава (губернатор) исполнительного органа власти избирался всенародно - что и было предусмотрено нашим Уставом.
Система формирования законодательного органа области (численность депутатов относительно численности населения, соотношение депутатов избираемых по одномандатным округам с депутатами, проходящими по партийным спискам, проходной балл и др.) отработанная и реализованная нашей Думой в далекие 90-е годы сейчас - после многочисленных колебаний, проб и ошибок, вводится на федеральном уровне и принято, практически, во всех субъектах РФ.
Система объективного, справедливого расчета финансовой помощи (трансфертов) регионам из федерального бюджета (а не по принципу – тому, кто ближе «к телу», «ближе к Москве» или «кто делится»), принятая по настоянию и при нашем активном участии в составе трехсторонней комиссии (ГосДума, Совет Федерации, Правительство РФ), позволила в конце 90-х годов спасти от краха нашу область (и ещё более 70-ти «дотационных» регионов РФ) – восстановить в области выплату зарплат, пенсий, пособий, в два раза повысить их реальную (!) покупательную способность, активизировать строительство, сдвинуть с «мертвой точки» производство.
Шли подвижники
Корр.: Как Вы оцениваете выполнение задач, стоящих перед тогдашними парламентариями?
В.Вишняков: Когда в марте 1994 года мы избирались в Думу первого состава, то не исключали, что и с нами могут поступить, как в октябре 1993 г с Верховным Советом РФ – «патронов не жалеть!». Даже в революции 1917 года такого не было.
В Думу шли подвижники, те, кто отстаивал демократию именно как народовластие. Люди шли не для достижения личных или корпоративных интересов. Отмечу, что в Областной Думе лишь 2 депутата из 20-ти работали на постоянной основе, а весь аппарат - 13 человек. Для сравнения, сегодня 17 парламентариев из 50-ти трудятся на постоянной основе, аппарат - около 80 сотрудников.
Мы ощущали, и до сих пор остается это чувство неудовлетворенности - большого несоответствия трудозатрат моральных, интеллектуальных, эмоциональных, физических - результатам. Приходилось отстаивать интересы населения в сложнейших условиях: остановке производства, безработице, роста нищеты, разложения морали и нравственности, упадка всех жизненных канонов. Я бы хотел поклониться своим коллегам за колоссальный труд, (который, увы, для многих остался малозаметен) за их совесть и самоотверженность. В этом, по моему мнению, основная заслуга депутатов первых созывов.
Идём на полшага впереди
Корр.: Вы стояли у истоков создания Общественной палаты в регионе, возглавляли её, а затем были избраны председателем президиума Совета общественных палат России.
В. Вишняков: И Федеральная Общественная палата, и забайкальская создавались с целью согласования интересов между обществом и властью. По моему мнению, в демократическом государстве и по нашей Конституции, у органов власти не может быть отдельных от общества интересов, однако по факту мы имеем другое.
Общественные палаты сегодня созданы в 82 регионах. Но особенность нашего региона в том, что мы одними из первых включили в компетенцию палаты - общественный контроль за деятельностью органов власти всех ветвей и уровней. И вновь мы были услышаны на уровне Федерации: сейчас Президент внес в ГосДуму законопроект об основах общественного контроля в Российской Федерации. Анализируя депутатскую и общественную деятельность нашего региона, я точно могу сказать, что мы не только идем в ногу со временем, но даже - на полшага впереди.
Общественная палата является представителем того слоя граждан, которые не рвутся во власть, они потребители услуг власти. Хотелось бы, чтобы парламентарии обратили большее внимание на свои представительские функции. Чтобы закон был не самоцелью, а средством реализации этой самой функции. В Конституции сказано, что есть три самостоятельные ветви власти. Соотношение реальных властных полномочий Читинской областной Думы первого созыва и органов исполнительной власти, по моей оценке, было один к десяти; с тех пор ситуация ещё ухудшилась. Хотелось бы, чтобы депутаты были именно представителями народа, а не представителями исполнительной власти и даже не только «партии власти». Когда мы поднимем активность гражданского общества, тогда мы сможем реализовать конституционное равенство ветвей власти, реализовать конституционную норму - «единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ», и тогда интересы населения и органов власти будут едины и их не надо будет согласовывать.
Государственную политику должны определять не обыватели
Корр.: По Вашему мнению, насколько активной является гражданская позиция населения края?
В.Вишняков: Я по прежнему считаю, что самое главное сегодня - формирование гражданского общества.
Во многом мы наблюдаем политику соглашения, и, как следствие, уныние на всех уровнях. Обыватели говорят: "зачем я буду участвовать в выборах, от меня ничего не зависит". Я всё же считаю, что в выборах должен принимать участие каждый. И выбирать в органы власти мы должны не по принципу: "мужик видный", а учитывая профессионализм и моральные качества кандидатов. За 250 лет Америка, только один раз отступила от конституционного правила - избирать президента не более, чем на два срока: выдающегося государственного деятеля Рузвельта избрали в лихое военное время на третий срок, несмотря на то, что он был инвалидом!
Государственную политику должны определять граждане, а не обыватели. Если хотя бы треть нашего населения по своему мировоззрению (вспомним Некрасова: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»), осознанию своей роли в крае и в стране были именно граждане, то мы бы справились со всеми проблемами сами. В нашем регионе, и в стране в целом, есть для этого всё - территория, природные богатства, талантливый народ.
Из песни "Россия" слово "Забайкалье" не выкинуть
Корр.: Вы как-то сказали, что из песни "Россия" слово "Забайкалье" не выкинуть. Как Вы думаете, когда-нибудь ситуация в крае изменится в лучшую сторону?
В.Вишняков: Сегодня нам крепко недостает видения основной цели – улучшения качества жизни наших людей. Чтобы принципиально поменять ситуацию в Забайкалье, надо менять ситуацию в целом в РФ. И вдруг это не произойдет. Большинство наших бед связано с внутренней политикой центра по вопросам, которые мы самостоятельно решать не можем. Слишком много ограничений у регионов. Однако местные политики и чиновники вправе и должны влиять на решение федеральных властей. Опыт показывает, что при желании и упорстве это можно делать.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `11
- `12
- `13
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"