Молодежный парламент 10 ноября
«Золотой канон» литературы нужен
В этом убеждены все участники круглого стола, инициированного Молодежным парламентом при Законодательном Собрании региона. Вместе с молодыми парламентариями в обсуждении приняли участие представители образовательных, общественных и религиозных организаций Забайкалья.
Как отметила председатель Молодежного парламента Екатерина Фисун, обсуждение проблемы организовано в рамках федерального проекта «Каждый день горжусь Россией!», реализуемого Молодежным парламентом при Государственной Думе. Всерьез задуматься о необходимости принятия обязательного для изучения списка литературы их заставили результаты масштабного тестирования по истории Великой Отечественной войны, проведенного в рамках проекта. На вопрос о том, кто стал прототипом повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», правильно ответили лишь 30% из 230 тысяч участников. Кроме того, о необходимости принятия «золотого канона» литературы в школе выступили Патриарх Кирилл, а позже и министр образования и науки России Ольга Васильева.
Как признала директор краевой детско-юношеской библиотеки имени Георгия Граубина Александра Золотухина, их всерьез всколыхнула тема, поскольку такого спада читателей, как сейчас, они не помнят за все годы существования библиотеки. Дети, по ее словам, не читают. «Кем бы был Александр Сергеевич Пушкин, если бы ему Арина Родионовна не читала сказки, не пела песни? Все закладывается в детстве», - убеждена она. Решить проблему, по словам Александры Золотухиной, возможно только общими усилиями. Причем, с обязательным включением в «золотой канон» произведений регионального компонента. Забайкальские авторы оставляют большое наследие замечательных книг для семейного чтения. Правда, в большинстве своем эти книги были изданы 40-50 лет назад, требуется их переиздание.
По мнению учителя русского языка и литературы, члена Общественной палаты Альвины Кивлевой, прививать любовь к чтению необходимо за счет повышения престижа родного языка. «Если мы на своих предметах не научим детей работать с первоисточниками, читать осознанно, перерабатывать информацию, излагать ее в письменном и устном виде – ни один другой предмет ученики не будут усваивать. К сожалению, количество часов русского языка и литературы сократили, чего нельзя было делать», - уверена Кивлева. Многое, по ее словам, зависит от личности учителя, его способности «повернуть» ребенка к книге, привлечь к этому родителей, активно сотрудничать с библиотекой.
Во многом ее поддержала и представитель регионального министерства образования, науки и молодежной политики Ольга Белоплотова, отметив отсутствие целостности между школьными предметами, связующей нити между ними. Это, по ее словам, проблема как образовательных учреждений в целом, так и учителей в частности.
На ценностных подходах к чтению литературы заострила внимание профессор кафедры литературы ЗабГУ Людмила Камедина. Сейчас, по ее мнению, молодежь читает для того, чтобы просто знать и при случае блеснуть этими знаниями в приличном обществе, а также в целях получения эстетического удовольствия. Такой подход, по ее мнению, ничего не даст. «Подход должен быть основан на ценностях, чтобы воспитать себя, преобразить душу», - считает доктор культурологи. Отойти от принципов получения поверхностных знаний и страсти к удовольствию к поиску духовных смыслов при изучении произведений литературы призвал и протоиерей Павел Матвеев.
По мнению советника спикера краевого парламента Романа Амплеева, русская культура, литература, язык – это те ценности, которые позволяют сохранять целостность России. Он убежден, что при обсуждении этих вопросов необходимо учитывать мнение самих школьников, при этом надо уметь правильно их мотивировать к чтению.
Несколько успокоила участников встречи заведующая кафедрой литературы Забайкальского государственного университета Валерия Сергеева, которая отметила, что сегодня приходит новое поколение детей, и надо забыть сказки о нечитающем поколении. «Дети горят желанием развеять этот миф. Читать снова стало модно», - заверила она.
Ни у кого из участников встречи не возникло сомнений в необходимости введения «золотого канона» – перечень обязательных к прочтению и изучению произведений, бесспорно, должен быть, но подход к его наполнению, по мнению профессионального сообщества, надо внимательно и детально изучить. Нельзя исключать, считают специалисты, и вариативную часть списка. Необходимо найти разумный баланс между обязательной и вариативной частями произведений, предлагаемых для классного и внеклассного чтения.
Эти и другие предложения, озвученные на встрече, ее организаторы намерены направить для рассмотрения в Молодежный парламент при Государственной Думе. Часть же предложений регионального аспекта на вооружение готовы взять краевые парламентарии. В частности, от педагогов поступило предложение провести на уровне Законодательного Собрания региональный конкурс на тему «Для чего нужно читать книги». Депутаты Алексей Саклаков и Элина Акулова поддержали идею, пообещав ее проработать.
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37