Агропромышленный комплекс 06 июня

«В Забайкалье производить умеют, продавать – нет…»

В рамках Дней российского предпринимательства в Чите состоялся круглый стол «Поддержка местных товаропроизводителей и их взаимодействие с торговыми сетями», организованный газетой «Азия – Экспресс». О чем договорились его участники? – читайте далее.

В разговоре принимали участие представители законодательной и исполнительной власти, бизнесмены, руководители крупных торговых сетей.

Потребкооперация как выход

Открывая работу круглого стола, главный редактор газеты «Азия - Экспресс», председатель Забайкальского регионального отделения Союза журналистов России,  член Общественной палаты Забайкальского края, член Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) Александр Потяев озвучил статистику:

– На территории Забайкальского края ведут деятельность по производству пищевых продуктов более 600 предприятий различных форм собственности. В прошлом году ими произведено мяса в убойном весе 2018,7 тонны, колбасных изделий – 16195,4 тонны, полуфабрикатов – 1779,6 тонны, цельномолочной продукции 12167 тонн, хлеба и хлебобулочных изделий – 30687,9 тонны, кондитерских изделий – 3184,1 тонны. При этом существует проблема с реализацией произведенных продуктов.  

Первый заместитель председателя Законодательного собрания Забайкальского края Сергей Михайлов согласен, что проблема существует, и предлагает в качестве выхода перенять опыт других регионов:  

– Как-то в разговоре владелец одной торговой сети заявил, что фермеры должны самостоятельно привозить свою продукцию для реализации. Меня это удивило. Я считаю, фермер должен производить, а не развозить по магазинам. Производитель не должен тратить время на перевозку и реализацию продукции. В Забайкальском крае с этим проблема. В Белгороде, например, я видел, как она решается. Крупное сельхозпроизводство мясного направления реализует свою продукцию через большие торговые сети. При этом есть сельскохозяйственная кооперация, которая объединяет мелких товаропроизводителей и реализует их продукцию через фермерторги – небольшие магазины, которые расположены в спальных районах.  

Часто, приезжая в районы края, мы слышим от производителей: «Мы готовы реализовывать свою продукцию, но ее никто не берет». Существует ряд законов Российской Федерации, где, в принципе, все позиции прописаны, и в отдельном взятом регионе они не могут быть изменены. Но мы готовы проработать изменения в федеральные законы и выступить с законодательной инициативой.  

Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края Владимир Лоскутников отметил, что на уровне государства поддержка сегодня оказывается только сельхозтоваропроизводителям. Нет поддержки для перерабатывающей промышленности. Существует единственный вариант – сельскохозяйственная потребительская кооперация, но предприниматели подходят к ней с осторожностью. Хотя есть и успешно работающие кооперативы.

– На базе Усть-Карского райпо создан кооператив «Рассвет». Приобрели оборудование, запустили молочный завод, кондитерский цех и цех полуфабрикатов. И сегодня развиваются. Отрадно было услышать от руководителя, что люди работают на перспективу: «Денег нам не надо, вы нам помогли, мы заработали. Теперь хотим увеличить племенное поголовье, улучшить сорта, обновить технику». Заготовительный кооператив в Улетах «Удачный молочник» в летний период ежедневно закупает у населения до 20 тонн молока. Оно идет на Читинский молочный завод. За счет выигранного гранта они сегодня развивают материально-техническую базу. Даже поддерживают население, помогая заготовить корма, чтобы было больше молока. Я считаю, это одна из действенных мер, которую надо развивать, – рассказал собравшимся Владимир Григорьевич.

«Мы ищем тех, кто научился производить…»

Когда зимой возникла идея организовать встречу, где за одним столом собрались бы производители, представители власти и директора торговых сетей, проблема их взаимодействия стояла очень остро. Сегодня, как заметила председатель комитета по аграрной политике и потребительскому рынку Заксобрания края Элина Акулова, торговые сети стали откликаться.

Например, торговая сеть «Караван» недавно по собственной инициативе собирала за круглым столом сельхозтоваропроизводителей, фермеров, переработчиков. В результате диалога 31 производитель наладил поставку своей продукции в ее магазины. Более того, фермеры, выращивающие картофель и овощи, получили финансовую поддержку для проведения весенне-полевых работ и заключили договоры на круглогодичную поставку продукции. Но, как справедливо сказал Владимир Лоскутников, произвести-то мы можем, хранить негде. В крае нет типовых овощехранилищ. Кроме того, это раньше грязную картошку привозили в мешках, ставили в угол и продавали. Сегодня продуктам необходимо придать товарный вид.

Услышав предпринимателей, которые на страницах нашего издания жаловались на отсутствие взаимопонимания со стороны торговых сетей, Сергей Михайлов обратился к представителям торговых сетей с вопросом: «Вам нужен какой-то закон? Вы, забайкальцы, должны быть заинтересованы в продвижении местной продукции. Или вам дана команда стричь всех под одну гребенку? Неужели торговая сеть не может выделить прилавки местным товаропроизводителям и разместить их продукцию под одним брендом?»

Ответы были более чем оптимистичными. Так, руководитель коммерческого отдела торговой сети «Забайкальский Привозъ» Роман Сукач сказал:

– В данный момент продукция всех, даже начинающих, предпринимателей Забайкалья представлена в наших магазинах. В 80 процентах случаев за счет торговой сети они выделяются рекламными листовками. В некоторых магазинах мы багуловыми ветками выделяем наши товары. Более того, мы пошли на то, что самостоятельно находим фермеров, готовых с нами работать. Мы ищем тех, кто научился производить, но не знает куда реализовать продукцию. Подсказываем, куда пойти, чтобы оформить документы качества. У нас нет цели задавить местного производителя, но сделать индивидуальные прилавки не получится, потому что продукция требует разного температурного режима. Мы работаем с такими фермерами, которые предлагают недельные объемы такие, какие мы продаем в день. Но мы идем им навстречу. Представители торговой сети «Prodmix Market» также подчеркивают, что работают практически со всеми местными поставщиками, предоставляют центральные полочки, даже предлагают поставщикам размещать на полках рекламные брошюры. Единственная проблема, возникающая у продавца с местными производителями, это перебои по объемам.

Руководители сети «Читинка» порой сами предлагают производителям выделить на упаковке адрес производства.

– Один пример. С директором мы побывали в фермерском хозяйстве в Шишкино. Осмотрели предприятие – от коров до сыродельни. Попробовали продукцию, вкусно. Но как представлено!? На упаковке мелкими-мелкими буквами написано «Произведено в Забайкальском крае». Подсказали предпринимателю. Он признался, что не придавал этому большого значения.

Сырья нет!

Проблемы с сырьем испытывают и переработчики мяса в Ононском районе. В разговоре со специалистами Минсельхоза руководитель цеха по переработке пожаловался, что мяса не хватает, хотя скупают его у селян за хорошую цену – 200 рублей за килограмм. Проблемы с сырьем и у Читинского молочного комбината. Своим видением проблемы поделился коммерческий директор АО «Читинский молочный комбинат» Андрей Колесников:

– Наше молоко представлено во всех торговых сетях города. Если реализация падает, это связано с конкуренцией из других регионов. Так, активно заходит на наш рынок «Фермерское подворье».

Он заметил, что сегодня вся продукция молокозавода реализуется, и согласился с опасением Сергея Михайлова, что в случае ухода из Забайкалья молочной продукции других регионов мы будем испытывать дефицит.

– А проблема в том, что сырье приходится собирать за двести километров от краевой столицы. Производственные мощности у нас загружены всего на 47 процентов, – заметил Андрей Юрьевич.

Со своими предложениями на круглом столе выступил Игорь Ярослав, директор ООО «Забайкалагро»:

– Наше предприятие молодое, и позиционировали мы наш проект как молочно-товарные фермы. Ставку делали не на то, чтобы собирать молоко из личных хозяйств, а планировали построить молочно-товарную ферму и производить товарное молоко. Примечателен опыт других регионов. Например, в Красноярском крае есть городок с населением 70 тысяч человек, а местный молочный завод собирает с личных подсобных хозяйств 100 тонн молока в день. Там оказывается полное содействие КФХ – производят корма, дают премиксы, помогают с ветеринарным обслуживанием. Молочники привязаны к заводу, и у них есть стимул увеличивать поголовье скота, развивать хозяйство. Я считаю, товарное производство молока позволяет снижать себестоимость, а следовательно, бороться с конкурентами. Еще одно предложение – создать бренд «Забайкальское молоко» и законодательно закрепить право присутствовать в торговых сетях на центральных полках. У нас сегодня со сбытом нет проблем, потому что продукции мало. Опять же из-за отсутствия сырья. В ходе разговора Владимир Лоскутников заметил: – О проблеме с сырьем мы знаем. Поэтому сегодня мы даем шанс крестьянско-фермерским хозяйствам увеличивать поголовье за счет грантов.

В Улетах, например, в КФХ Захаровой сегодня доится 56 коров, за счет грантов она планирует увеличить поголовье до 200.

«Сделано в Забайкалье»

Отдельно участники круглого стола затронули тему создания знака «Сделано в Забайкалье». Вопрос этот поднимался еще лет десять назад. В 2014 году проходил конкурс. Забайкальцы откликнулись, предлагали эскизы. Даже победитель был определен. Но дальше дело не пошло. Участники нашей встречи высказывали разные точки зрения по поводу эффективности создания знака, порядка присвоения. Так, Элина Акулова убеждена, что присуждать знак нужно только известным, брендовым производителям.

Хотя, по замечанию Элины Валерьевны, сегодня вопрос остановился на том, что некому в крае этим заниматься. Нужно разработать порядок, как и кому будет присваиваться знак.

Производители в свою очередь надеются, что благодаря бренду продукция будет узнаваема, а, следовательно, увеличится спрос. Вопрос о присвоении знака «Сделано в Забайкалье» было решено занести в резолюцию круглого стола, чтобы доработать положение.

P.S. Участники круглого стола договорились, что озвученные предложения необходимо оформить в виде резолюции, которая будет опубликована в газете «Азия-Экспресс». Собравшиеся подчеркнули, что понимают свою ответственность перед населением края и приложат необходимые усилия для эффективной работы на рынке производства и продажи товаров по справедливым ценам.

Виктория СИВУХИНА.

 

 

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37